e_milutin

Categories:

Кто причастен к урожаю?

1 мая в Древнем Риме отмечался праздник богини Майи, которая взамен должна была сообщить римским полям плодородие и даровать в итоге богатый урожай. Изначально праздник понимался не только как производственно-календарный, но и как женский, и более узко, как девичий – праздник девственниц. И такой смысл сохранялся до первых рабочих маевок.

Рабочее движение понимало 1 мая как смотр боевых сил пролетариата, создающего техносферу, но лишенного доступа к ней. Пролетариат оказался в роли Майи, закованной в цепи хитрыми фабрикантами, принужденной к урожайному рабству. 

Поскольку в начале модерна любые технические новшества воспринимались как чудо, требование справедливого доступа к чудесам техники воспринималось очень остро, а борьба за рабочую полушку велась самыми жестокими методами.

Первая первомайская демонстрация в Чикаго в 1886 году была расстреляна полицией и местными «титушками» из «Агентства Пинкертона». В ответ уже 4 мая анархисты атаковали полицию, а в последовавшей за этим бойне на Хеймаркет-сквер были убиты 7 полицейских. Анархисты Чикаго были немцами и группировались вокруг рабочей газеты «Arbeiter-Zeitung».

В СССР, который понимал себя как государство победившего рабочего класса, борьбы за права людей труда утратила прежнюю остроту и конкретику, которая сменилась первомайскими демонстрациями достижений. Славить героев космоса – далеко не то же самое, что славить труд.

Наметился новый конфликт между привилегированным положением тружеников низкой квалификации и специалистами, которых славили только в печати, но которые зарабатывали, по их мнению, меньше, чем «простые» рабочие на Западе.

Когда же государственная власть рабочего класса низкой квалификации была свергнута тайной полицией, вышедшей из повиновения, куда в новой России поместить роль труда в контексте добываемого урожая?

Классический труженик в России ощущает себя вечной девственницей – ни работы, ни урожая, ни жизни.

Первое мая – время начала массовых поездок в Египет или Турцию, оплачиваемых, конечно, за счет урожая. Но трудом ли?

Поздравление тружеников с нынешних высоких трибун воспринимается и комично, и трагично. Комично, поскольку исходит оно отнюдь не от генералов армии труда. И армии такой в России нет. Кого же поздравляют? Разносчиков «Яндекс-Еды»? Трагично, поскольку репрессии против интеллекта достигли небывалого в России масштаба.

Можно обижаться на впавших в безумие соотечественников, но христианский праздник Пасхи лучше передает всеобщее ожидание: «Спаси и сохрани!» Молить об этом ближних овец или высоко сидящих волков бессмысленно.

  

     

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic