e_milutin

Category:

Психотип или нарратив?

О возврате психологии к технологиям волшебной сказки.

В начале работы над книгой «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное» я искал американские публикации последних лет (книга вышла в 2017 году) по психотипологии Юнга, соционике, типологии Майерс – Бриггс и т.п. новым психоучениям. Новых не нашел, а со старыми вот что.

Они так и остались старыми. Нет развитий, нет продолжений, новые юнгианцы не спорят со старыми. Тема умерла?

Для меня, во всяком случае, нет. Я верю в психотипы, продолжаю думать о соционике как о мышлении в правильном направлении, и не отнес Майерс – Бриггс букинистам.

Однако нельзя было не заметить, что американская психология, которая ко всей прочей мировой психологии относится как 100 к 1, выбрала для себя другое.

Американцы включили заднюю передачу на машине времени, чтобы окунуться в учения В. Я. Проппа, «Морфология сказки», 1928 г., Гюстава Лебона, «Психология народов и масс», 1894 – 95 гг., Игоря Мельчука, «Опыт теории лингвистических моделей «Смысл ⇔ Текст», 1974, и Джерома Брунера, «Психология познания. За пределами непосредственной информации», 1977.

Пафос наиболее востребованного сегодня направления в познании мышления противоположен тому, что утверждала старая психология Юнга. Человек не рождается в качестве детальки паззла, напротив, из человека можно сделать какую угодно деталь какого угодно паззла.

Или, как сформулировал это модный писатель буквами Юваль Ной Харари, «млекопитающие по большей части появляются из утробы уже готовыми, как кувшин из печи для обжига: попытайся заново сформировать такой сосуд, и ты его сломаешь…  Дети же выходят из материнского лона подобные расплавленному стеклу – крути их, вытягивай, придавай форму, делай все, что захочешь». – «Sapiens. Краткая история человечества».

Такое «познай самого себя» противоречит тому, что интроверсия Древнего Востока могла смениться в Афинах экстраверсией новой Западной цивилизации, как об этом сказано в моей книге, пусть даже на это указываю не только я, но и факты. 

Однако, другие факты свидетельствуют, что миллионы американских женщин стали курить, независимо от их психотипов, когда этого захотел Эдвард Бернейс, создатель нарративов табачных компаний.

Между прочим, восприятие массовым сознанием психологии также является продуктом Бернейса, который в ней нисколько не разбирался, но который убедил публику, что его дядя Зигмунд Фрейд знает про секс что-то такое интересненькое. 

В действительности Фрейд был на редкость не сексуальным человеком и считал секс злом; американцы, которые считают его «отцом секса», своей сексуальной революцией обязаны Вильгельму Райху, чьи труды американские фрейдисты считали до того «ненаучными», что организовали травлю Райха в США, стоившую ему жизни. Однако, благодаря рекламным нарративам Эдди Бернейса, понятия «фрейдизма» и «сексуальности» тесно связаны. Когда говорят «по Фрейду», имеют в виду некую случайно высказанную непристойность.

Если люди покупаются на подобные уловки рекламы, независимо от их психотипов, кто сильнее, кит или паровоз, психотип или нарратив?

        

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic