e_milutin

Categories:

Причина победы Homo Sapiens над другими «человечествами»

В первой статье о древнейшей истории были приведены данные не в пользу ассимиляции других видов Homo нашим видом. Маловато в нас неандертальских генов.

Следовательно мы должны далее рассмотреть военный сценарий.

Было ли в распоряжении выходцев из Восточной Африки какое-то «оружие победы»? Да, могло быть.

В 2000-х г. в пещере Сибуду в Южной Африке был обнаружен наконечник стрелы возрастом 64 тыс. лет, что примерно совпадает со второй попыткой сапиенсов выбраться из Восточной Африки (70 000 лет до н. э.).  Эта находка дает право на жизнь теории технического превосходства.

Южноафриканская прародина.
Южноафриканская прародина.

Однако дальше все непросто.

Южноафриканские стрелы невозможно связать с уничтожением неандертальцев в Европе, которые окончательно исчезли около 30 тыс. лет до н. э., тогда как самые ранние европейские стрелы датируются IX—VIII тыс. до н. э. Ни один неандерталец от них не пострадал.

Это значит, что в рамках военной теории мы, за неимением лучшей военной техники, можем рассматривать только лишь численность враждующих человеческих коллективов.

Как было сказано в первой статье, для неандертальцев установлена численность группы в 12 – 13 человек. С оговоркой, что эта, единственная пока находка, возможно, не дает представления о средней численности неандертальских групп.

Менее разумные, но наиболее близкие к Homo шимпанзе достигают порога в 50 членов группы. Затем неизбежно начинаются конфликты и убийства, пока группа не возвращается к комфортному для нее числу особей.

Но люди способны жить группами близких родственников, включающими до 150 человек.

Это могло быть огромным эволюционным преимуществом перед неандертальцами. Если только не будут сделаны находки, показывающие такую же численность и для наших исторических соперников.

Причиной того, что мы в социальном смысле не такие, как шимпанзе (или как неандертальцы) является наш язык.

«Количество информации, которую нужно приобрести и хранить, чтобы разбираться в постоянно меняющихся отношениях нескольких десятков человек, растет по экспоненте. (Уже в компании из 50 человек насчитывается 1225 индивидуальных взаимоотношений и огромное количество более сложных комбинаций.) Новые лингвистические навыки, приобретенные сапиенсами 70 тысяч лет тому назад, помогали им сплетничать часами. Надежная информация насчет того, кто заслуживает доверия, помогала маленьким группам объединяться в большие». - [1;34]

Существует тщательно поддерживаемый миф о том, что язык – средство познания внешнего мира и, вдобавок, добавляют, что и научного познания. Этот миф игнорирует то, что происходило на стоянке, внутри пещеры, внутри стаи, ведь прежде, чем человек нашел время поднять глаза к звездам, он должен был выжить среди близких родственником, справиться с «квартирным вопросом». По правде говоря, гораздо чаще люди пользуются языком в двух случаях: чтобы обсудить их собственные взаимоотношения (сплетни) и чтобы придумать какую-то занимательную неправду (мифология). 

Первая функция языка (сплетни), позволяет нам достигать порога в 150 человек. Шимпанзе или неандертальцы начинали убивать друг друга задолго до того, как им случалось повстречаться с «огромными» армиями сапиенсов. Объем информации, который они могли переварить в коллективном общении, был слишком ограниченным, что накладывало ограничение и на численный рост их социумов.

На пороге в 150 человек мы должны расстаться с биологической историей своего вида и начать рассматривать свою историю как функцию от сплетен и мифов. И стоящих за таким творчеством психотипов. То есть, как психоисторию.

Моя книга о психоистории была опубликована в 2017 г. и концентрируется на психотипах. Юваль Ной Харари в “Sapiens” опирается в большей степени на теорию нарративов, не рассматривая психотипические структуры социума.

Эти две работы, тем самым, дополняют друг друга.

«Вы не уговорите мартышку поделиться с вами бананом, посулив ей сколько угодно бананов после смерти, в раю для мартышек». – [1;35]

Почему мы не только сплетничаем, но также выдумываем небылицы?

Об этом в следующий раз под тегом психоистория.  

1. Юваль Ной Харари, Sapiens. Краткая история человечества. – М.: «Синдбад», 2020 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic